На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Приколисты

418 270 подписчиков

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    И Митрофановна, суровая женщина, и её котик Васька - герои!!!! Он помог соседу, спас его от грабителей, но самое глав...Самый родной
  • Элеонора Коган
    Замечательный рассказ,спасибо вам большое, Наталия!!!!Самый родной
  • саша дмитренко
    тожеДля здорового чел...

Уроки, которые помнят

На газоне у крыльца пискнул котенок, Лена мельком взглянула на него – серенький комочек, месяц от рождения – не больше. Путался в траве и пытался выбраться на тротуар…

Первый урок начинался в восемь. Лена – учитель русского языка и литературы, слегка опаздывала, но не критично. Надо будет пройти по школьному двору быстрой походкой, часто-часто стуча каблучками по бетонному тротуару, а не как обычно - не спеша, ровным шагом солидного взрослого человека, назначенного классным руководителем в пятом «Б».

Заканчивался сентябрь и первый месяц самостоятельной работы. Двадцать восемь человек в ее классе, спокойных и озорных, задумчивых и веселых. Она чувствовала, что ребята пытаются сравнивать ее с прежней учительницей – Верой Сергеевной, которая вела их по ступеням начальной школы с первого класса.

Ей очень хотелось не ударить лицом в грязь, и быть не хуже прежнего их учителя, которого они вспоминали в любых обстоятельствах: - «А Вера Сергеевна говорила… А у Веры Сергеевны было…».

На газоне у крыльца пискнул котенок, Лена вскользь взглянула на него – серенький комочек, месяц от рождения – не больше. Путался в траве и пытался выбраться на тротуар.

источник фото: 1freewallpapers.com

«Кто-то из ребят принес» - пронеслось у нее в голове, когда она поднималась по лестнице к входу в школу. Мелькнула мысль – помочь малышу, но риск опоздания и потери солидности перевесил.

Она едва успела скинуть плащ, поздороваться с коллегами, как прозвенел звонок. Взяла с полки классный журнал, уже на ходу взглянула на себя в зеркало, поправила челку и двинулась в свой класс, сеять разумное, доброе, вечное.

Пятиклашки встретили ее шумом отодвигаемых стульев – встали рядом с партами. Одарив всех ободряющей улыбкой, она поздоровалась и разрешила садиться – снова шум придвигаемых стульев.

Двадцать восемь пар любопытных глаз смотрят на нее. Нет. Двадцать семь – Саша Маркин уставился в окно. Отвлекся, бывает, но ничего страшного.

- Кто мне расскажет, о чем мы с вами беседовали на прошлом уроке?

Несколько рук взмыли в вверх, и даже подергивались от желания учеников первыми продемонстрировать свое прилежание.

- Ответит Саша Маркин, – Лена кивнула ему, приглашая к разговору.

Саша, услышав свое имя, вскочил, ошалело поглядывая на учителя и на класс:

- Я не слышал вопроса, Елена Викторовна, извините.

Лена терпеливо повторила свой вопрос.

- Мы разбирали басню Крылова «Волк и ягненок». Елена Викторовна, можно мне выйти? – Саша умоляюще смотрел на нее.

- Урок только начался, Саша, а ты уже взрослый мальчик, потерпи, – назидательно, под смешки класса, посоветовала Лена.

- Очень надо, Елена Викторовна, прошу Вас!

- Маркин, сядь! И не мешай вести урок! – повысила голос Лена, слыша, как усиливается шум в классе.

Необходимо осадить мальчишку, чтобы успокоить ребят. Маркин сел и вновь уставился в окно.

- Кто расскажет басню наизусть?

К удовольствию Лены взметнулся лес рук.

- Таня Савельева - к доске, – пригласила она рыжеволосую девочку с конопушками на носу.

Та встала перед классом и открыла было рот, чтобы начать декламацию, как вновь вскочил Маркин.

- Елена Викторовна! Мне надо выйти! – он вновь умоляюще смотрел на нее, – Очень надо!

- Сядь, Маркин! – Лена даже хлопнула ладонью по столу! И, добавив металла в голос, продолжила: – Ты пытаешься сорвать урок! Если не прекратишь – будешь наказан!

Маркин исподлобья смотрел на нее, какая-то мысль крутилось у него в голове. Наконец решившись, он громко и спокойно произнес:

- Наказывайте, Елена Викторовна! – и вышел из-за парты.

Класс удивленно молчал. Саша прошел мимо учителя, вышел в коридор, притворив дверь. Ребята слышали, как затопали в беге его ботинки.

- Так! – в полной тишине произнесла Лена. И под испытующими взглядами многообещающе прошипела: - Маркин войдет в этот класс только после того, как я пообщаюсь с его родителями, или не войдет вовсе! Успокоились все! Продолжим урок!

- У сильного всегда бессильный виноват… - начала наконец Таня Савельева…

На уроках Саша Маркин так и не появился. Сережа Ивлев, друг и сосед по парте, попросил разрешения забрать Сашин портфель.

- Хорошо, - согласилась Лена, - но скажи, Сережа, почему он себя так повел?

- Я Вам не могу этого сказать, Елена Викторовна, только… - мальчик помолчал и, набравшись храбрости, продолжил: - Только он поступил правильно!

- Хорошо. Ступай, – разрешила Лена и, дождавшись, когда останется в классе одна, задумалась.

Где-то она ошиблась. Она знала Сашу Маркина как доброго, отзывчивого мальчика. Не мог он без причины повести себя так. И тем не менее, чуть не сорвал урок.

После уроков она нашла Веру Сергеевну, прежнего классного руководителя, пожилую женщину с добрыми глазами, и поведала о случившемся сегодня.

- Саша Маркин, – задумалась она. – Мне пришлось долго подбирать ключик к его характеру. Ребенок был замкнутым, не шел на контакт. На то были причины – их бросил отец, мальчик очень переживал его уход. Но потом он раскрылся! Поверил мне, всегда был прямой и искренний. Этот мальчик способен на поступок! Будет плохо, если ты оставишь все, как есть. Он вновь замкнется и больше уже никому верить не будет. Прошу тебя, Леночка, найди причину его срыва и… Постарайся его понять.

Найти дом и квартиру, где живет семья Маркиных, было нетрудно. Позвонив в дверной звонок, она услышала щелканье замка, и в дверях появился Саша. Увидев учительницу, он нахмурился. Пауза длилась некоторое время, наконец Лена произнесла:

- Может, все-таки впустишь меня в квартиру, или будем разговаривать здесь?

Саша отступил в сторону, пропуская ее. Провел по коридору и жестом пригласил в комнату.

- Мама будет только вечером, – хмуро сообщил он.

- Я думаю, мы с тобой, два взрослых человека, сумеем найти общий язык без мамы? – предложила Лена, и увидела на диване, на расстеленной пеленке котенка. Того самого! Со школьного двора! Но в каком виде он был! Ушко порвано, на передней лапке кровоточит ранка.

- Что с ним случилось? – спросила она, уже догадываясь о причине произошедшего между ними конфликта. – Я видела его сегодня утром во дворе школы.

- Его вороны клевали, - поглаживая котенка по спинке, рассказывал Саша, - а он ведь совсем маленький, даже убежать не мог. Я видел все это в окошко и хотел помочь ему. Потому и просился выйти. Надо было торопиться, иначе они его совсем бы заклевали. Вы меня простите, что я чуть урок не сорвал. Если бы не котенок...

- Это ты меня прости, Саша, – на глаза Лены набежали слезы, – Я ведь не знала. Почему ты мне сразу не сказал? Мы бы вместе его спасли.

- Правда? – Саша впервые взглянул ей в глаза. – Я боялся, что ребята будут смеяться. А если бы я рассказал Вам, Вы отпустили бы меня?

- Конечно! Разве можно было бросить его на растерзание воронам, такого маленького! Ты оставишь его у себя?

- Если мама разрешит… А она не разрешит, – вздохнул Саша. – У меня две младших сестренки-близняшки, они еще в садик ходят. И у них аллергия на шерсть.

- Знаешь что, Саша. Отдай его мне. Будет жить у нас с мамой. Правда, мама меня не одобрит, поругает, но потом разрешит.

- И Вас тоже мама может поругать? Вас, такую взрослую? – удивлению Саши не было предела.

- Конечно, – улыбнулась Лена. – Она ведь Мама! И навсегда останется Мамой.

Когда мама увидела на руках у Лены раненого котенка, она тут же засобиралась в ветеринарную клинику, со слезой в голосе причитая над ним. Этим же вечером, он раз и навсегда занял свое место на коленях мамы и в ее душе.

…И вновь двадцать восемь пар глаз внимательно смотрят на нее. Отсутствующих нет. Хорошо. Можно начинать урок, будто вчера ничего не произошло. Но правильно ли это будет? И Лена решилась.

- Ребята! – обратилась она к классу. – Вчера я была не права, когда заподозрила Сашу Маркина в том, что он хочет сорвать урок. У Саши были причины поступить так, как велит его совесть, а это требует мужества. А еще – я рада, что у него есть такой друг, как Сережа Ивлев. Он не побоялся заступиться за друга и прямо сказал мне, что я не права…

На этом уроке ребята услышали о таких понятиях, как совесть, честь, благородство. Они поняли, что можно пожертвовать собственным благополучием ради спасения беззащитного существа.

А еще Лена рассказала им о людях, которые не боялись сказать правду сильным мира сего, зная, что пострадают из-за этого, но так велела им совесть и жизни многих людей.

Этот урок ребята запомнили на всю жизнь.

Автор ТАГИР НУРМУХАМЕТОВ

Картина дня

наверх