Собака скрылась из виду за большим детским комплексом – замком с горками. Раздался громкий звонкий лай и рык. Майя удивилась – Жужа вообще агрессию никогда не проявляла, а тут – на детей!
Майя наслаждалась тёплым осенним днём. Вот бы снова вернуться в детство – пробежаться бы так быстро по сухой листве, заставив собранную гору листьев шуршать на все лады.
Но нет. Нельзя. Она уже взрослая – это раз. Она знает, что их долго сметал дворник – это два. Даже горсть сухих листьев у обочины – результат чьего-то труда. Ну а за третьей причиной далеко ходить не надо...
– Майя Николаевна, здравствуйте! Мы завтра нашу поделку принесём, Миша забыл сегодня, – окликнула учительницу одна мама из соседнего дома.
– Здравствуйте, Миша сказал, всё в порядке. Поделки можно приносить до конца недели, – ответила Майя Николаевна, натягивая поводок Жужи.
Да, Майя Николаевна уже как лет пять после окончания института работала в школе. Вот школа – а вот через дорогу жилой комплекс, где жила она, и многие её ученики. А вот и Жужа, которую всё же соблазнила гора листьев.
Майя до сих пор помнила взгляд Жужи, которая забилась в угол вольера в приюте для животных...
Молодая женщина, работник приюта, рассказала, что трёхмесячная Жужа – самая стеснительная, и с ней обязательно нужно стоять рядом, пока она ест, а то более проворные щенки ухитряются опустошить и свою миску, и её.
– Нет, Жужа, нельзя листья трогать, – теперь годовалая коричнево-белая мордочка с висячими ушами была игривой и задорной.
От всякой стеснительности и след пропал. Конечно, и никакой пока личной ответственности у неё нет – она не учитель, и о рабочем не подумает, который листья собирал, а до взрослой ей тоже ещё нужно подрасти.
– Погоди, Жужа, пойдём в парк, там выпущу тебя на полянке.
Так и сделали. В этой части парка на отдельной поляне нередко резвились четвероногие питомцы.
Жужа гонялась за листьями и палками, а Майя присела на лавочку, вытянула ноги и просто зажмурилась, наслаждаясь тёплым лучами.
Не часто так в будни они могли выбраться с Жужей на долгую прогулку, но в этом году Майя Николаевна работала на полставки.
Вдруг Жужа метнулась в сторону детской площадки.
– Жужа, вернись! Жужа, ко мне! – Майя подскочила и последовала за собакой. Что это ещё Жужа удумала?
Собака скрылась из виду за большим детским комплексом – замком с горками. Раздался громкий звонкий лай и рык. Майя удивилась – Жужа вообще агрессию никогда не проявляла, а тут – на детей!
Трое пятиклассниц, которых Майя отлично знала, высыпали из замка. Увидев учительницу, они заметно испугались, и, перешёптываясь, побежали в сторону выхода из парка.
Майя только плечами пожала и стала звать Жужу, которая всё ещё копошилась в детском замке. Жужа выбежала, посмотрела на хозяйку, и снова нырнула в ярко-красные ворота замка.
Пришлось Майе идти за ней – наклонившись, она увидела, что на одной из лавочек сидит заплаканная девчушка.
– Марина? – девочка была новой ученицей, которая перешла в 5 “Б” класс всего неделю назад.
Марина гладила Жужу, а та, стараясь угодить, прыгала возле девочки. Лицо новенькой было заплаканное, увидев Майю Николаевну, она стала поспешно вытирать слёзы, но получила только грязные разводы на щеках.
– Та-ак! Что случилось?
– Ничего, – испуганно замотала головой Марина.
– На ничего совсем непохоже! Хочешь, я расскажу тебе, что случилось? Эти задиры обижали тебя, но их спугнула Жужа? А ещё скажу, что будет дальше. Будешь молчать – будут и дальше обижать.
Марина подняла взгляд на Майю Николаевну. Её глаза выглядели большими от удивления.
– Они мне сказали, что хотят показать что-то, мы пришли сюда. Стали обзывать. Толкнули, я упала, но когда одна из них подошла – Лена, она у них главная, то как раз забежала собачка, – Марина помолчала, а Майя Николаевна выжидающе на неё смотрела, подняв брови.
– Они говорят, что мне не место в их классе. Чтобы я “проваливала” в свою старую школу. Сегодня была викторина, и мы с Леной решали примеры у доски – я справилась быстрее, а Лена вообще “провалилась”.
Слёзы Марины после рассказа катились непрерывным потоком.
– Всё ясно, – кивнула Майя Николаевна, – а знаешь, что? Давай сейчас же выйдем отсюда. Жужа очень не любит, когда кто-то плачет. Видишь ли, она очень расстраивается, а ей хочется играть. Она у меня ещё совсем девчонка. Может поможешь мне, и поиграем с ней?
Марина смотрела во все глаза на Жужу. Та действительно показалась ей какой-то расстроенной.
– Да-вайте, по-оиграем, – запинаясь, согласилась Марина, принимая салфетку от Майи Николаевны и вытирая щёки.
Жужа весело резвилась на поляне. Майе понравилось кидать ей палку, ведь собака с такой гордостью приносила добычу обратно – нельзя было не улыбнуться, глядя на её старания.
– Ну вот ты и успокоилась, – обрадовалась Майя Николаевна, – а теперь я тебе расскажу сказку про Жужу.
– Сказку? – удивилась Марина.
– Знаю-знаю, ты уже для сказок взрослая, но всё же послушай. Сказки даже взрослые любят...
Так вот – Жужа выросла в приюте для животных и была ужасно застенчивой. Это правда. И другие собаки нередко забирали у Жужи её игрушки и еду, потому что Жужа была слабенькой и скромной.
А таких собак очень удобно обижать. Они ведь за себя не заступаются! И лишний раз не лают – даже директору, грозному бульдогу, не пожалуются.
– Бедная Жужа, – покачала Марина головой.
– Ну так вот, как-то утром проснулась Жужа и подумала – а кто они, в общем-то, такие, чтобы меня обижать? Приют – не их, еда – моя, игрушки – мои. Не отдам им больше!
И с тех пор, как только какой-то щенок-забияка подбегал к Жужиной миске, она на него грозно рычала. Знаешь, что она этим говорила?
– Что? – Марина так заслушалась, что забыла кинуть палку, и сама героиня сказки с нетерпением махала хвостом, смотря на Марину. Как-то сразу ей понравилась эта девочка. Может, это была дружба с первого взгляда?
– Жужа сказала: “Тебе что, больше нечем заняться? Уйди от меня! Как же скучно ты живёшь, раз лаять на меня – твоё единственное развлечение!”
– Ух ты, молодец Жужа, – закивала Марина, полностью погрузившись в рассказ. – А что дальше?
– А дальше обидчики больше не подходили. Знаешь, что важно? Может, Жужа ещё какое-то время и побаивалась их, внутри – в своей щенячьей душе. Но она никогда этого задирам не показывала! А рычала на них спокойно и уверенно. А потом я забрала Жужу к себе.
Наконец, Марина поняла, что долго не кидала палку, и обрадованная Жужа бело-коричневым вихрем понеслась по траве, шурша жёлтыми листьями.
*****
На следующий день, когда Лена попыталась дёргать Марину с задней парты исподтишка, Марина громко ответила:
– Лена, тебе заняться больше нечем, как мне мешать? Поучила бы ты математику лучше! Кажется, тебе уроки в пятом классе не по зубам.
Услышав эти слова, учитель по математике сделала Лене замечание, а класс засмеялся. Уверенность дерзкой Лены как-то стала падать...
Майя Николаевна работала учителем русского языка и литературы. После урока с 5 “Б” она попросила задержаться трёх девочек – Лену и её двух подруг.
Тревожно переглядываясь, девчонки остались. Уж не знаем, что там говорила учитель, но потом Ленины родители тоже заглянули в школу к классному руководителю Лены.
*****
Марина крепко подружилась с Жужей и даже стала выгуливать её, когда Майя Николаевна разболелась. Уроки русского вёл другой учитель, а Жужа, захватив поводок в зубы, топталась в коридоре, ожидая прихода девочки.
– Майя Николаевна, давайте помогу чем-нибудь? – участливо спросила Марина, когда Майя Николаевна открыла дверь.
– Что ты! Ещё заразишься от меня! Ты и так мне очень помогаешь, – Майя Николаевна выпустила Жужу, а сама быстро скрылась за дверью.
Марина немного скучала по их совместным прогулкам – учитель стала ей настоящим другом. Она была молодая и весёлая, и в то же время давала ей такие полезные советы, какие она могла только от родителей услышать.
– Жужа, лови! – Марина кидала палку.
Жуже даже мячики не нужны были – вот найди ей только подходящую палочку, а лучше сразу несколько на выбор – вот тут она могла быть дамой прихотливой.
“Нет мне побольше, вот эту палку, я же вот какая собака уже, а не щенок!” – Жужа хватала игрушку поувесистей.
– Жужа, ну ты не ищешь лёгких путей, – смеялась Марина, кидая выбранную собакой палку.
Вдруг на дальней скамейке она заметила девочку в белом пальто. Это была Лена – она любила одеваться во всё белое.
Так, словно белый лебедь, сидела она одна – подруг рядом не было. Лена разглядывала листву под ногами, потом стала поднимать упавшие листья и рвать их.
Жужа тоже заприметила девочку – она с лаем кинулась к Лене. Марина вздохнула – не хотела она подходить к обидчице, да, видимо, придётся. Надо же Жужу забрать.
Жужа была очень общительной и решила подбежать поближе. Лена же встрепенулась и, словно встревоженная птица, подскочила с лавки. Она не знала, чего ожидать от незнакомой собаки.
– Жужа, ко мне! Тихо, Жужа! – успокаивала собаку Марина.
И обычно Жужа слушалась – она уже знала несколько правил. По крайней мере, пыталась их помнить: в штуки на колёсиках с маленькими людьми нос совать нельзя, в песочницу бегать нельзя, через дорогу бежать самой нельзя, и правило, которое появилось осенью – в листья “нырять” нельзя.
Ещё были какие-то правила про уличную грязь, но Жужа их плохо помнила – эти бы усвоить пока...
Так вот сегодня настроение у Жужи было совсем игривое, и она твёрдо решила не слушаться Марину. Жужа заливалась лаем, бегая вокруг Лены.
– Что она хочет? – испуганно спросила Маринина обидчица.
– Да она так здоровается! Играть хочет – вот и всё, – заверила Марина, подозрительно косясь на Лену. – Ты что, Жужу боишься?
– Я всех собак боюсь! Забери её! – выпалила Лена.
– Жужа очень дружелюбная и добрая. Хочешь кинуть ей палку?
Через полчаса общения девочки уже по очереди кидали палку Жуже.
– У меня дома… всё непросто, – Марина почувствовала, что Лена очень хочет чем-то поделиться.
– Я никому не скажу, – пообещала Марина, – а что же твои подруги? Не поддерживают тебя? Сидишь здесь одна… – Марина вспомнила, как сама не так давно искала уединения на лавочке парка.
Лена посмотрела на одноклассницу, щурясь от яркого солнца. Она кивнула своему предчувствию, которое подсказывало ей – Марине можно довериться, вопреки их прошлым отношениям.
– Родители, кажется, разводятся, дома постоянно скандалы… Мама и отец вечно нервные какие-то. Знаешь, как я часто “отхватываю”?
Всё время чуть что – так я им “под горячую руку” попадаю. А на самом деле – они свои проблемы решить не могут…
Лена выпалила это так, словно все фразы уже давно толпились у неё в душе, просились наружу. Но она не решалась их выпустить – рассказать было некому…
– Странно, что ты именно тот человек, с которым я делюсь. Прости за всё… – слёзы покатились у неё по щекам.
Жужа встала передними лапами на колени девочки, и, словно всё поняв, уткнулась мокрым носом ей в ладони.
– Знаешь, выходи почаще гулять со мной и Жужей, – предложила Марина, – всё обязательно наладится. Просто не надо быть такой…
– Я знаю, – грустно кивнула Лена, – мне казалось, что у меня “крышу сносит” иногда. Как будто я другим человеком была. А потом все, кто смотрел на меня с обожанием, как будто я их лидер – стали надо мной насмехаться.
Знаешь, что Вовка сказал? Что я слабоумная и не могу простую задачу по математике решить! А я не могу ни на чём сосредоточиться, дома ничего делать невозможно!
– Лена, а приходи ко мне заниматься? Вместе уроки будем делать. И старайся выходить почаще гулять – мы с Жужей всегда будем рады твоей компании.
Жужа, услышав своё имя, весело завиляла хвостом, будто добавила: “Конечно, втроём играть веселей! А вот хозяйка поправится – ещё будет интереснее!”.
– Жаль, что мне родители собаку не разрешают взять, ну хотя бы я наслаждаюсь общением с Жужей, – Марина стала гладить четверолапую подругу по спине, а та с радостью запрыгнула на колени к девочке.
– Вот так, и без малейшего стеснения, – засмеялась Лена.
*****
Майя Николаевна выздоровела. Она была очень рада, что Лена и Марина сдружились – даже атмосфера в классе изменилась в лучшую сторону.
Через месяц, получив отличную оценку за контрольную по математике, Лена раскрыла свою тетрадь с оценкой прямо у Вовки перед носом.
– Кто слабоумный у нас, а? Ещё раз будешь хоть на кого-то в этом классе обзываться, я сама тебе “весёлую жизнь” устрою. Покажи, как у тебя мозги хорошо работают, а не язык, а то у тебя одни двойки в дневнике!
– Ого, как ты с ним, – сказала Марина, когда они с Леной вышли из класса. – Да, он к тебе больше не подойдёт. Видимо, он забыл, какой ты можешь быть…
– Не волнуйся, такой я буду только с теми, кто попытается оскорбить других. Сама знаю, как это…
А ещё через неделю Лена пришла в парк… с собакой. Майя Николаевна и Марина сразу заметили, как сияет девочка.
– Представляете, мы с отцом вчера в приют ездили! Я ему рассказывала сказку про Жужу, которую от Марины услышала. И вот! Это – Изюм!
Чёрный лохматый пёс, не теряя времени даром, стал знакомиться с Жужей. Жужа с радостью приняла его в их компанию – чем больше, тем веселее! Особенно, если этот чёрный нос не прочь пошалить!
Ну держитесь, листья, следующей осенью, а пока… что это за чудо такое, снег!
– Значит, отец разрешил? – обрадовалась Майя Николаевна.
– Сам предложил! Я тут оценки мои вчера показала, и прям как-то меня это воодушевило – всё родителям стала говорить, как тяжело мне было. Как из-за всех их криков учиться не могла, как даже обидела замечательного человека…
А им так стыдно, представляете. Вроде даже успокоились, о разводе не говорят… – Лена действительно светилась, а глаза её сверкали ярче, чем свежий снежок, который выпал только сегодня утром.
– Ну, тогда с первой собакой тебя! И с первым снегом! – смеялась Марина, запуская снежок.
– Майя Николаевна, вы в игре? – спросила Лена, готовя снежок для Марины.
– Ой, нет-нет, девочки, спасибо! Я, пожалуй, пройдусь. Там мой знакомый идёт – хочу поздороваться.
Что это был за зимний день – наверное, самый весёлый. А, может, один из огромного количества весёлых дней, которые ещё ждали девочек, их собак, и добрую Майю Николаевну, которой всегда было интересно – как дела у её учеников. И не только в школе.
Автор МАРИЯ СТРАХОВА
Свежие комментарии