Я намеренно не буду рассматривать роли предателей, нацистов, военных преступников и прочих вурдалаков, которых талантливо играли советские артисты. Я хочу рассказать о тех актерах, которые смогли воспроизвести обычных негодяев настолько достоверно, что вызвали у меня просто физическое отвращение. Нет, кушать я могу, конечно. Но персонажи не нравятся.
В данном случае мои оценки касаются ТОЛЬКО ролей, а не артистов. Напротив, мои чувства - это дань восхищения талантливым актерам и режиссерам.
1) Сергей Сергеевич Паратов, "Жестокий романс" 1984 год. Никита Михалков.
Друзья, ну все мы читали "Бесприданницу" и знаем, что все персонажи вызывают далеко не радужные чувства. Но как эти персонажи блестяще сыграны в "Жестоком романсе", это невообразимо. Если в пьесе Островского они вызывают возмущение, то в фильме они реально именно отвратительны. Все. В том числе главный герой. Не так омерзителен Паратов, как персонаж в исполнении Никиты Михалкова. Причем я не отношусь к гонителям Михалкова. Мне нравятся многие его актерские и режиссерские работы. А его роль в "Собаке Баскервилей" я просто обожаю. Но в "романсе", прямо глаза не глядят.
2) Михаил Ромашов, "Два капитана" 1976 год. Юрий Богатырев.
Очень люблю этот роман Каверина, считаю что его непременно надо прочитать школьникам. И фильмы люблю оба. Первый фильм вышел в 1955 году, роль Ромашки там играл Евгений Лебедев и совершенно понятно, что этот подленький персонаж вызывал абсолютную антипатию. Но во второй экранизации Юрию Богатыреву удалось сыграть Ромашова таким образом, что термин "антипатия" стал просто не уместен из-за своей сдержанности. Ромашка Богатырева вызывает омерзение! Просто гадость, фу! И это при том, что Юрий Богатырев был очень деликатным человеком, с тонкой внутренней организацией. Удивительно.
3) дядя Петя, "Сережа" 1960 год. Вячеслав Бровкин.
Это тот самый дядька, который угостил ребенка пустой конфетой. Мальчик поблагодарил, развернул фантик, а там пусто... Просто ужасный эпизод. Страх. В детстве мне просто жутко становилось от его демонического хохота после такой странной "шутки".
- -Дядя Петя, ты дурак?, - спросил Сережа.
- Даже не сомневайся! - хочется ответить ребенку.
Вячеслав Бровкин был очень талантливым человеком. Он снимался в кино, писал сценарии, был замечательным режиссером! Это он первый режиссер сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи" . И даже сам снялся в роли БОМЖа (а на самом деле заброшенного в страну диверсанта). Любимую серию "Подпасок с огурцом" снял тоже Бровкин. Но это все не мешает мне чувствовать отвращение к конкретному дяде Пете. Не к артисту, а к персонажу.
4) Володя, любовник Кати Тихомировой, "Москва слезам не верит", 1979 год. Олег Табаков.
Ну, Катерине в принципе не везет с мужчинами. И сама она не отличается высокими моральными принципами, если не побрезговала прилечь в чужую супружескую постель. Но почему-то в данном случае мерзкое чувство вызвала у меня не столько она, сколько герой-любовник. Этот его испуг, суета и поведение шкодливого подростка, когда он испугался что его застанет теща, прямо неприятно и гадко. Олег Табаков умеет играть, что там говорить! И отрицательные роли в том числе. Его Мальволио в "Двенадцатой ночи" и мисс Эндрю в "Мери Поппинс.."тоже весьма убедительно вызывают у зрителя чувства далекие от приятия.
Где-то прочитала, что если какой-то герой вызывает острые чувства неприятия, то это потому что человек сам себя узнает в этих персонажах. Ну не знаю. Так-то мы все не без греха... Но в данном случае я не согласна. Гениальные советские режиссеры и актеры сделали все для того чтобы эти персонажи вызывали именно отрицательные эмоции. И у них получилось.
А у вас есть персонажи советского кино, которые вызывают отвращение?
Свежие комментарии